1941-1955

В первые дни войны около трети сотрудников Ленинградского отделения "Промтранспроект" были мобилизованы и ушли с оружием в руках защищать Родину. Остальные сотрудники принимали активное участие в строительстве оборонных сооружений Ленинграда.

В начале Великой Отечественной войны одна из изыскательских партий Ленинградского отделения "Промтранспроект" находилась в Таджикистане. Она проводила полевые работы, связанные с реконструкцией узколейной железной дороги Курган-Тюбе - Пяндж. (Впоследствии эта дорога сыграла решающую роль в сооружении Вахшского оросительного канала, благодаря которому были освоены десятки тысяч гектаров новых земель, а Вахшская долина превратилась в основную базу СССР по выращиванию тонковолокнистых сортов хлопчатника).

Когда начались военные действия, выявилась крайняя необходимость увеличить провозную способность всей железнодорожной линии Сталинабад - Курган -Тюбе - Пяндж (общим протяжением 220 км). Требовалось в срочном порядке разработать проект реконструкции этой дороги. Эта работа также была поручена Ленинградскому отделению "Промтранспроект", находившемуся на месте изыскательской партии.

Железная дорога нормальной колеи в Таджикской СССР была только одна. Потребовалось строительство Сталинабадского узла узкоколейных железных дорог и реконструкция Курган-Тюбенского узла. Были проведены изыскательские и проектные работы по узкоколейным железным дорогам, общей протяженностью более 350 км. Весь этот большой объем работ специалисты "Промтранспроект" выполняли на месте с выдачей документации на строительство.

Условия жизни и работы были очень тяжелыми. Из-за спешки и огромного объема работ приходилось работать по 16 - 18 часов в сутки. Тяжелый климат и отсутствие элементарных бытовых удобств сказались на состоянии здоровья проектировщиков. Большинство из них переболели тяжелейшими инфекционными заболеваниями, такими как малярия и сыпной тиф.

Экспедиция в Таджикистане до конца войны оставалась единственным самостоятельным подразделением, состоявшим только из сотрудников Ленинградского отделения "Промтранспроект". Для всех сотрудников Ленинградского отделения, находящихся в различных городах, экспедиция в Таджикистане являлась единственным звеном, с которым связывались надежды и чаяния на возврат после победы в родной город и в свою организацию.

С 1 апреля 1944 года на основе Таджикской экспедиции деятельность Ленинградского отделения "Промтранспроект" была восстановлена. В течение 1944 года был налажен вызов сотрудников, работающих в других городах, обеспечена прописка и жилье, получение служебного помещения и т.д. Численность сотрудников после войны составляла всего 78 человек. Но уже к концу 1945 года количество работников Ленинградского отделения "Промтранспроект" существенно увеличилось и к концу года составляло 114 человек.

В послевоенные годы значительные работы проводились по заданиям Инженерного управления Краснознаменного Балтийского флота в районах Эстонии. Ряд работ был связан с восстановлением промышленных предприятий Ленинграда и Ленинградской области: проект восстановления топливо-транспортного хозяйства Дубровской ГРЭС; Боровический комбинат "Красный керамик" и другие работы по заказу Наркомата Вооружения и Военморфлота.

Первоочередной задачей для страны было восстановление разрушенных во время войны транспортных сооружений и промышленных предприятий. Ленинградским отделением были разработаны проекты восстановления городских мостов в г. Каунас, Таллин, Пярну Эстонской ССР, косого путепровода в г. Николаеве и в г. Днепропетровске. Кроме того, были выполнены проекты восстановления сотен малых искусственных сооружений на подъездных путях существующих предприятий. Значительную часть программы составило проектирование внешнего, внутризаводского, карьерного железнодорожного транспорта цементных заводов: Пикалевского, Брянского, Ново-Пашийского, Новороссийского, Карагандинского, Орского, Еманжелинского, заводов судостроительной промышленности, а также значительный объем работ был выполнен для министерства электростанций.

В 1949 году при строительстве Закавказского металлургического завода возникла необходимость в разработке специальных путевых конструкций для путей, расположенных на рабочей площадке мартеновского цеха. Ряд проектных организаций отказался от выполнения этой работы. В Ленинградском отделении "Промтранспроекта" была организована специальная группа, которая успешно справилась с этим делом.

В эти годы резко возросло количество проектов для Министерства химической промышленности и для Министерства черной металлургии. Специалистами Ленинградского отделения были разработаны проекты внешнего транспорта и механизации погрузо-разгрузочных работ для Старобинского калийного комбината, Новгородского химического завода, Гродненского химического завода и др. Примером крупной работы для объектов черной металлургии могут служить проекты внешнего транспорта Лисаковского ГОКа и Соколовско-Сарбайского ГОКа.