Как сотрудники «Ленпромтранспроекта» приближали День Победы

В преддверии одного из самых великих праздников для всей нашей страны – Дня Победы, мы с особой гордостью и благодарностью вспоминаем сотрудников «Ленпромтранспроекта», которые защищая Родину от фашистских захватчиков, отдали свои жизни. Благодаря вам мы работаем под мирным небом, смело и гордо смотрим в будущее. Мы вспоминаем ветеранов «Ленпромтранспроекта», которые своим талантом и трудом приближали День Победы. Многие из них, продолжая работать в нашей организации в мирное время, оставили свои воспоминания о страшном времени войны. Сегодня, перечитывая их, мы понимаем, что несгибаемая сила духа, любовь к Родине и любимому делу оказались сильнее вражеских пушек и снарядов, лишений и голода.

Из воспоминаний сотрудника «Ленпромтранспроекта» Петровых К.Н. «Об участии «Ленпромтранспроекта» в строительстве военных баз для обороны Ленинграда»

«Строительство военной базы на северном побережье Финского залива имело первостепенное значение в сети сооружений для обороны Ленинграда, так как оно завершало собой артиллерийский замок по линии Пакри-Ханко, установленная артиллерийская техника в виде дальнобойной железнодорожной артиллерии и береговых установок обеспечивали прострел каждой точки залива.

Участие Ленинградского отделения Промтрансниипроекта в строительстве военных баз для обороны Ленинграда состояло в производстве изыскательских работ и составлении проектов железнодорожной артиллерии на Пакри, Ханко и в районе города Вентспислса.

С этой целью была организована экспедиция под руководством Филиппова Г.А. в Эстонию - Пакри, Бузаковского А.М. в Финляндию - Ханко и Чистякова Н.И. в Латвию в район города Вентспилса. Проектно-изыскательские работы выполнялись в сжатые сроки по заказу инженерного отдела Краснознаменского Балтийского флота и выдавались на местах в производство. Проект путевого развития для железнодорожных артиллерийских установок состоял из подъездного пути и связанных с ним станций, что давало возможность свободного маневрирования систем и передислокации их с одной станции, после окончания стрельбы, на другую.

За строительством железнодорожных путей нашими инженерами производился авторский надзор. Выполняя надзор, автору каждодневно приходилось бывать в разных точках полуострова Ханко, добираясь до них случайными и необычными способами передвижениями, вплоть до лафетов орудий и пешего хождения.

К началу военных действий железнодорожные пути были введены в эксплуатацию и служили своему прямому назначению для артиллерийских систем-транспортеров, а также для передвижения по ним береговых орудий меньшего калибра, установленных на железнодорожных платформах, что придавало им меньшую маневренность, а потому увеличивало боевую силу обороны Ханко.

О последнем факте мне стало известно в середине декабря 1941 года со слов офицера, только что вернувшегося с Ханко, и назначенного командиром истребительского батальона НКВД, в составе которого я находился в блокадном Ленинграде, а много позднее он стал известен из военно-мемуарной литературы.

С приятным удовлетворением сознается и сейчас, что железнодорожные пути, построенные по проекту и под надзором сотрудников Ленинградского отделения Промтрансниипроекта,  служили делу обороны Ленинграда на дальних рубежах в районе Палдиеки-Пакри-Ханко, бывшие еще при Петре I, ключевыми позициями по становлению могущества России в балтийском море»

Из воспоминаний сотрудника Ленпромтранспроекта с 1929 года Люлько Б.В.  

«О строительстве железнодорожных мостов через Неву»

«Навечно сохраняются в памяти народной суровые дни, которые пережила наша страна в период Великой Отечественной войны. Многие сотрудники Ленинградского отделения Промтрансниипроекта не вернулись с поля боя и отдали свою жизнь в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Во время войны ряд офицеров железнодорожных войск, которые работали в Ленинградском отделении Промтрансниипроекта, принимали участие во временном восстановлении разрушенных объектов железных дорог, а после окончания войны участвовали в капитальном восстановлении и в строительстве новых железнодорожных линий. Одним из важных объектов в строительстве и техническом руководстве, которого участвовали офицеры, работавшие в нашем Ленинградском отделении института, были железнодорожные мосты через Неву, которые располагались ниже по течению от крепости «Орешек» у города Петрокрепости. Так,  после прорыва блокады в январе 1943 года, линия фронта стабилизировалась на время вдоль Петропавловского канала, на расстоянии 2-3 км. от последнего. На этом участке пути был уложен железнодорожный путь в сторону Ленинграда. Для ускорения работ по переходу Невы был устроен временный краткосрочный низководный мост. Этот мост длиной в 1300 метром был построен за 10 суток, с непревзойденным темпом работ в 130 м. в сутки. По окончании строительства низководного моста сразу же было начато строительство высоководного моста на длительный срок эксплуатации. Следует отметить, что именно на этом мосту был испытан и использован первый в Советском Союзе консольный кран грузоподьемностью 60 тонн, изготовленный в период блокады с учетом предстоящих наступательных действий Советской Армии.»

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, сотрудника Ленпромтранспроекта с 1931 года  Теплицкого А.В. «Долгая дорога домой»

«Пришла война и разбросала весь коллектив по различным районам нашей страны, кого в действующую армию, кого на стройки в тыл, кого в эвакуацию. Но Ленинградцы, где бы они не находились, всегда мечтали о возвращении в родной город и в свою родную организацию. Единственная экспедиция, состоявшая целиком из сотрудников Ленинградского отделения Промтрансниипроекта, находилась в Таджикистане. Она проводила полевые работы, связанные с реконструкцией узкоколейной железной дороги Курган-Тюбе - Пяндж. (Впоследствии эта дорога сыграла решающую роль в сооружении Вахшского оросительного канала, благодаря которому были освоены десятки тысяч гектаров новых земель, а Вахшская долина превратилась в основную базу СССР по выращиванию тонковолокнистых сортов хлопчатника).

Условия жизни и работы были очень тяжелыми. Тяжелый климат и отсутствие элементарных бытовых удобств сказались на состоянии здоровья проектировщиков. Большинство из них переболели тяжелейшими инфекционными заболеваниями, такими как малярия и сыпной тиф. Для всех сотрудников Ленинградского отделения, находящихся в различных городах, экспедиция в Таджикистане являлась единственным звеном, с которым связывались надежды и чаяния на возврат после победы в родной город и в свою организацию. С 1 апреля 1944 года на основе Таджикской экспедиции деятельность Ленинградского отделения Промтрансниипроекта была восстановлена. Абсолютное большинство выехавших сотрудников потеряли жилье. Нужно было изыскивать возможность получения нового и прописку.  Это было очень тяжелое время, но родные стены и любимая работа способны преодолеть любые трудности. За год удалось собрать и устроить 50 человек. Потом становилось все легче и легче…»

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, сотрудника Ленпромтранспроекта с 1935 года Голубевой Н.Н. «Мы всегда будем помнить!»

«Отечественная война прервала мирную работу коллектива Ленинградского отделения Промтрансниипроекта. Значительная часть его ушла на фронт. Многие из них отдали жизнь за Родину, и мы храним светлую память о них. Имена их запечатлены на мемориальной доске нашего института».

В этот памятный день  я хотел бы пожелать ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и всем жителям нашей большой страны,  которые вспоминают о великом подвиге нашего народа, крепкого здоровья, долгих лет жизни, согласия и мирного неба над головой!

С уважением,  Генеральный директор

АО "Ленпромтранспроект"

Шкурко Р.Н.