Индивидуальный подход в ашхабадском стиле

Мастерство, проверенное временем. Пожалуй, невозможно придумать фразу, которая смогла бы точнее выразить сущность работы ЗАО "Ленпромтранспроект", одной из ведущей организации страны по комплексному проектированию промышленно-транспортной инфраструктуры. Уже более 80 лет институт успешно занимается проектированием железных и автомобильных дорог, объектов промышленного транспорта, искусственных сооружений, как в нашей стране, так и за рубежом. И каждый из этих объектов, независимо от масштаба и сложности, обогащает коллектив новым бесценным опытом. 

 Не стали исключением в этом отношении и работы над проектами в Туркменистане.  Начались они в 2010 году с развязки типа «турбина» и путепроводов длиной 400 и 1300 м на автомагистрали «Аэропорт города Туркменбаши – национальная туристическая зона «Аваза». Эти объекты, построенные ЗАО «ПО «Возрождение», были введены в эксплуатацию12 июля 2011 года. Реализация этих проектов открыла для коллектива "Ленпромтранспроекта" широкие возможности для проявления своего мастерства и опыта, а также для практического воплощения самых смелых замыслов.

В настоящее время институт занимается проектированием другого крупного объекта – «Продолжение улицы 10 лет Благополучия от проспекта Битарап Туркменистан до Бекревинского шоссе», входящего в состав южного участка КАД вокруг Ашхабада.

Трасса, прокладываемая в юго-западной части столицы, берет начало от проспекта Битарап Туркменистан, далее на протяжении 4200 м идет в западном направлении до пересечения с Бекревинским шоссе, где проектируется развязка в одном уровне в виде распределительного кольца. Будут на автодороге и малые искусственные сооружения - железобетонные водопропускные трубы. Согласно схеме транспортной инфраструктуры, в перспективе развития генерального плана Ашхабада до 2030 года и в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, строительство будет вестись по параметрам магистральной улицы регулируемого движения.

Планировочными решениями предусмотрено:

-         строительство дороги на восемь полос движения автотранспорта в оба направления с разделительной полосой 5 м, двумя тротуарами шириной по 4,5 м, отделенными от проезжей части газонами шириной 4.5 м (ширина земляного полотна 81 м);

-         строительство боковых проездов с целью организации непрерывного движения;

-         реконструкция существующего примыкания в одном уровне на пересечении с Бекревинским шоссе с организацией развязки в одном уровне в виде распределительного кольца;

-         сооружение пешеходных переходов в местах тяготения пешеходных потоков на перекрестках;

-         устройство малых искусственных сооружений (железобетонных труб с пропускной способностью, учитывающей местные геологические и гидрологические условия);

-         сооружение ливневой канализации, организация упорядоченного водоотвода с проезжей части продольными и поперечными уклонами, дренажами и водоотводными лотками (для предохранения земляного полотна от замачивания грунтов);

-         устройство наружного освещения;

-         благоустройство прилегающих территорий, посадка зеленых насаждений, создание системы орошения;

По строительным нормам Туркменистана район работ относится к V-ой дорожно-климатической зоне. Климат – резко континентальный, характеризующийся значительными суточными и годовыми колебаниями температур.

Основные неблагоприятные факторы - высокая сейсмичность (9 и более баллов) и просадочные грунты. При наличии последних НИИ сейсмостойкого строительства МС Туркменистана рекомендует выполнить инженерную подготовку основания в виде «подушки» из гравийной массы в теле земляного полотна, а также под искусственными сооружениями и колодцами.

Кроме того, одним из неблагоприятных факторов является вероятность образования таких опасных явлений, как селевые потоки, которые формируются на северных склонах центрального Копетдага. Число и размеры водопропускных сооружений определялись на основании расчетов, базирующихся на анализе гидрологических, геоморфологических и геологических данных. На основании полученных в результате топографической и спутниковой съемок данных, были рассмотрены два варианта искусственных сооружений.

        Первый вариант – две железобетонные трубы отверстием 4х2,5 м для пропуска селевых потоков в наиболее вероятных местах их возникновения.

     Второй вариант – мостовой переход длиной 33 м для пропуска нескольких водных потоков.

На основе технико-экономического сравнения этих вариантов «Ленпромтранспроектом" был рекомендован первый, как наиболее экономичный и обеспечивающий пропуск водных потоков в ярко выраженных низинах.

       Не-         строительство автопавильонов.обходимо отметить, что предлагаемые решения приняты на основании полученных от национального комитета по Гидрометеорологии при Кабинете Министров Туркменистана метеорологических сведений. Они учитывают схему оврагообразования и основаны на детальные изучения инженерно-геологических, гидрогеологических и геоморфологических условий участка. 

Проектирование ведется по строительным нормам Туркменистана – СНТ, имеющих много общего с российскими СНИПами, но более точно учитывающие особенности местных климатических и геологических условий. В них подробно обозначены методы улучшения физико-механических свойств грунтов, учтены особенности проектирования в условиях сейсмики. 

Одной из особенностей работы явилось устройство коммуникационного коллектора для прокладки инженерных сетей. Сооружение размером 2х2 м устраивается из монолитного бетона c армированием и располагается в земляном полотне под тротуаром.

В Туркменистане в настоящее время предъявляются высокие требования к архитектурному оформлению. При разработке проекта по продолжению улицы 10 лет Благополучия, был использован ряд нестандартных архитектурно-строительных решений. Это касается, в частности, опор освещения и дорожных знаков, рамных опоры. Автопавильоны на остановках общественного транспорта оборудованы табло «бегущая строка», мониторами и благоустроенными помещениями с кондиционерами.

«Дороги. Инновации в строительстве», № 18, апрель 2012 г.

Записей не найдено.